«О, еще один готов! Сейчас к дороге поползет разгружаться», — показывает на мигающую лампочку остановившегося комбайна водитель-передовик хозяйства «Амурский партизан» Игорь Пичуев. Оставляя за собой жирный грязный след, мощный зерноуборочный гигант на гусеничном ходу движется к КамАЗу, поджидающему на обочине. Из-за обильных дождей землю так размыло, что автомобилю здесь не проехать — сельхозтехнике приходится выполнять двойную работу. В условиях сильного переувлажнения почв амурские аграрии уже неделю убирают ячмень, одновременно подсчитывая потери. На полях Тамбовского района, где синоптики зафиксировали опасное агрометеорологическое явление, побывали корреспонденты «Амурской правды».
Взять на буксир
Вычислить, на каком именно поле тамбовских просторов идет уборка ранних зерновых, проще простого. Раз в десять минут оттуда выезжает доверху груженный ячменем КамАЗ и, ссыпая урожай на зерновом дворе, возвращается обратно. Однако добраться туда — то еще испытание. Легковой автомобиль «Амурской правды» его не прошел. Частые дожди превратили дорогу в черную, чавкающую грязью колею, местами утопающую в мутных лужах. Без проблем проезжает только грузовик, но на поля и ему уже вход заказан.
— У нас 27 комбайнов, а работают меньше половины: один колесный полноприводный и 11 гусеничных. Остальные просто не могут ездить в таких условиях, сразу тонут, — разводит руками гендиректор ООО «Амурский партизан» Надежда Степаненко.
В хозяйстве признаются, если выпустить в поле всю технику, убрать ранние зерновые культуры можно за 10 дней: 2—3 дня – на ячмень, 7 — на пшеницу, полдня — на овес.
Сейчас ситуация на полях настолько серьезная, что увязнуть в любой момент может даже гордость предприятия — новый полноприводный комбайн Claas Tucano. С начала уборочной кампании он уже намолотил в два раза больше зерна, чем собратья по цеху. Но от пробуксовки ничто не застрахует, даже четыре ведущих колеса. Незапланированная длительная остановка — и на выручку к пострадавшему уже выдвигается трактор повышенной проходимости «Кировец».
Почва без обработки
Глядя на его колеса высотой с человеческий рост и колоссальный протектор, кажется, такой точно в грязи не застрянет. «Зря так думаете, с этой жижей под ногами ни в чем нельзя быть уверенным», — вздыхает водитель тягача, механизатор с двадцатилетним стажем Борис Мусатов.
34 тысячи га засеяно ячменем в Амурской области, это на 3 тысячи га больше, чем годом ранее
Мужчина признался, что большую часть жизни провел в поле, буквально вырос в тракторе, подменяя за баранкой то отца, то деда. Всегда думал, что погода уже не может удивить ничем, но в последние годы у нее получается. Новейшая техника помогает держать обстановку под контролем, но спасти весь урожай не в силах.
— Было бы сухо, я бы сейчас ехал следом и землю обрабатывал, — с досадой говорит рулевой «Кировца». — Работы впереди еще очень много: дискование, культивация, боронование, но пока сыро, даже нет смысла заводить сюда агрегат. Так что помогаю как могу.
Именно этот этап уборочной прошлого года пагубно сказался на посевной в новом сезоне, отметил главный агроном предприятия Александр Лукьянов. Вода стояла до глубокой осени, трактора так и не смогли зайти в поле обработать почву. В итоге это сдвинуло сроки весенней посевной.
Очистка зерна
Чем выше поднимается солнце, тем сильнее кипит работа на полях. В сочетании с ветром это самая благоприятная погода, признаются аграрии. Послеобеденное время считается лучшим для уборки ранних зерновых культур, особенно ячменя. Дожди и обильная роса по утрам напитывают колос влагой. В таком состоянии он не вымолачивается, и хозяйство несет огромные потери. Как только почва слегка просушивается, техника сразу выезжает на поля, стараясь не терять ни минуты.
Как по линейке, комбайны плывут друг за другом, срезая ячменные колосья. Отследить путь каждого можно по грязевым следам и дорожкам из переработанной соломы. Когда бункеры заполняются зерном, его пересыпают в кузова КамАЗов. Там урожай накрывают пологом, чтобы не растерять в пути доставшийся потом и кровью ячмень, и везут на зерновой двор. Наступает этап переработки. Агроном-семеновод и лаборант отбирают пробы зерна, проверяя его на сор и влажность. Затем ячмень очищают на разных агрегатах.
Если выпустить в поля все комбайны, ячмень можно убрать за два — три дня, делятся опытом прошлых лет работники. В нынешних экстремальных условиях уборка этой культуры идет уже вторую неделю. Темпы кампании снижены в два раза по всей области.
— По плану мы должны убирать ячмень максимум пять дней, но погодные условия не дают нам этого сделать, — прокомментировал ситуацию «Амурской правде» начальник управления растениеводства и земледелия областного минсельхоза Александр Седых. — Хозяйства работают не в полную силу, из имеющихся 2400 комбайнов в поля выходят только 700.
Пшеница не порадует
Между тем контрольные обмолоты показали, что ячмень в этом году уродился хороший. «Первое убранное поле дало 27 центнеров с гектара, это больше, чем в прошлом году. Но какая цифра получится в итоге, сказать нельзя: местами ячмень стоит в воде», — добавила руководитель «Амурского партизана» Надежда Степаненко.
Александр Лукьянов, агроном:
«Два года назад был отменный урожай. Все как по заказу: и солнце, и дождь. У людей глаза горели, когда они видели результат. В прошлом году мы хлебнули горя. Неужели в этом опять?! Страшно и жалко свои труды и наших мужиков».
На вчерашний день в хозяйстве было убрано 550 из 1120 гектаров ячменя, обмолочено 1340 тонн культуры. К концу недели труженики планируют закончить с ним и начать молотить овес и пшеницу.
— Фазы созревания ячменя пришлись на относительно благоприятное время, поэтому урожай нас порадует, чего нельзя сказать об остальных культурах, — поделился прогнозами главный агроном хозяйства Александр Лукьянов. — Пшеница уже поражена фузариозом на 50—70 процентов. У сои сейчас идет бобообразование и налив бобов, а из‑за переувлажнения почвы ей не хватает питания.
Вместо ярко-зеленых ростков на полях тут и там виднеются желтые. Это дурной знак, который не предвещает богатого урожая. Возможны болезни и недоразвитые плоды, поясняет специалист.
Инженеры готовы к ремонту
Метеоусловия сейчас, мягко говоря, не располагают к работе, но у аграриев нет выбора. Чтобы получить хоть какой‑то урожай, приходится работать в убыток. Основной удар взяли на себя гусеничные комбайны. В подобных условиях у них сильно страдает ходовая часть, говорят механики. Техника только вышла с ремонта, и поломок пока нет. Но инженерная служба переведена в режим повышенной готовности.
— Мы готовились работать на износ: научились промывать радиаторы, чтобы комбайны меньше грелись и дольше работали, — признались труженики. — Теперь будем делать все возможное.
От стихии пострадало почти 170 тысяч га полей
По данным пресс-службы правительства региона, в этом году от стихии пострадало почти 170 тысяч гектаров посевов. Предварительный ущерб аграриям составляет 1,5 миллиарда рублей, и эта цифра неокончательная. Сейчас представители амурских хозяйств вместе с гидрометеорологами осматривают поля, составляют акты и собирают необходимые документы для получения компенсаций.
Одним из выходов в аналогичных ситуациях в будущем считается восстановление мелиоративной системы на полях Приамурья. Она позволит воде достаточно быстро уйти с участков и сохранить урожай.