Как выяснил “Ъ”, первый контракт на поставку в Иран российской пшеницы заключила государственная Объединенная зерновая компания (ОЗК): до конца января 2020 года планируется отправить 130 тыс. тонн зерна, ведутся переговоры о дальнейших отгрузках. Всего РФ могла заключить с Ираном твердых контрактов на 300 тыс. тонн пшеницы на $65 млн. До конца марта страна может в целом закупить 3 млн тонн пшеницы, но трейдеры опасаются поставлять туда урожай из-за сложностей с оплатой и риска санкций. Таможня уже начала скрывать данные по поставкам российского зерна в Иран.
О том, что ОЗК (50% плюс 1 акцией владеет государство, остальное у ВТБ) готовится отправить в Иран первые 60 тыс. тонн российской пшеницы из Новороссийска, сообщил источник “Ъ” на рынке. Посредником выступает иностранная компания, которая может торговать с Ираном, добавил другой собеседник “Ъ”. Ранее Иран закупал из России только кукурузу и ячмень. В ОЗК уточнили “Ъ”, что заключили контракт на поставку в Иран 130 тыс. тонн зерна, которые будут отправлены до конца января. Вопрос о дальнейших поставках находится в стадии переговоров, говорят в компании.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько утверждает, что уже заключены твердые контракты на поставку из РФ в Иран 300 тыс. тонн пшеницы. «Совэкон» оценивает стоимость пшеницы из РФ с 12,5% протеина (FOB) в $217 за тонну. Таким образом, стоимость контрактов на 300 тыс. тонн можно оценить до $65,1 млн. На прошлой неделе о подготовке первых поставок сообщало Reuters, не уточняя деталей.
По словам главы «Совэкона» Андрея Сизова, Иран не покупал пшеницу уже несколько лет, но до конца марта 2020 года может приобрести до 3 млн тонн. Цифры называли участники рынка и местные переработчики, говорится в обзоре «Совэкона». Основным поставщиком может стать Россия в силу отработанности схем оплаты и относительно дешевого фрахта, считают аналитики. Но в «Совэконе» предупреждают, что оценки иранского импорта могут быть завышенными на порядок.
Отследить поставки пшеницы в Иран по таможенным данным может быть непросто, отмечают в «Совэконе»: таможня второй месяц подряд не отражает, вероятно сознательно, поставки в страну российской кукурузы и ячменя, хотя они продолжают активно идти. В Федеральной таможенной службе, Минфине и Минсельхозе вопрос не прокомментировали. Управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов говорит, что вторичных санкций за торговлю продовольствием с Ираном сегодня не предусмотрено, а значительная часть товаров из РФ в страну поставляется по схеме условного бартера, примерно как схема «нефть в обмен на товары». Зная объемы поставленного зерна, можно подсчитать, какой объем нефти мог быть предложен российской стороне, поясняет он. По мнению господина Пахомова, сокрытие данных может быть связано с формированием более высоких рисков для торговцев зерном по мере ужесточения санкций против Тегерана.
Андрей Сизов считает, что экспорт пшеницы в Иран может заинтересовать и частных трейдеров, несмотря на сложности — для расчетов нельзя использовать доллары, а операции нужно проводить через особые банки. Крупный экспортер подтверждает, что запросы на пшеницу со стороны Ирана поступают, но процесс тормозят сложности с оплатой и риски санкций. Иранцы также медленно реагируют на изменение цен, не отражая в контрактах актуальные цифры, добавляет Дмитрий Рылько.
Как отмечает Андрей Сизов, если Иран до 21–22 марта 2020 года закупит около 2 млн тонн пшеницы, это поддержит цены: поставки такого значительного объема за короткий срок означают рост экспортного спроса более чем на 10%. За июль—ноябрь РФ отгрузила 21,1 млн тонн зерна, включая 18,3 млн тонн пшеницы. Год к году показатели сократились на 14% и 13% соответственно. Но господин Рылько сомневается, что Россия успеет в этом сезоне поставить в Иран значительные объемы пшеницы: в стране скоро собственный урожай, кроме того, часть зерна, вероятно, закупается в Германии. Хотя, добавляет он, объемы поставок могут существенно превысить 300 тыс. тонн, особенно если импорт пойдет также и через северные порты.