В Минэкономразвития считают, что введение квоты на экспорт зерна из РФ в январе-июне этого года будет зависеть от анализа ее влияния на внутренний рынок. Но ведомство пока не получило соответствующих предложений Минсельхоза.
«Надо смотреть на эффект на внутренний рынок какой окажет (квотирование экспорта)», — сказал журналистам замглавы Минэкономразвития РФ Тимур Максимов в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе. При этом он сообщил, что в ведомство предложение Минсельхоза еще не поступало. Он узнал об этом из прессы. «Надо посмотреть, что там написано — что, насколько кому ограничить», — добавил замминистра.
Отвечая на вопрос, не создает ли предложение о квоте риски обязательствам России в ВТО, Максимов сказал: «С точки зрения обязательств ВТО, есть случаи, когда ВТО разрешает временные ограничения на экспорт вводить в связи с критическим недостатком продукции на рынке или пока критический недостаток не пропадет. Если Минсельхоз достаточные обоснования подобрал, тогда мы проходим с точки зрения ВТО. Пока не видим материалов, сложно оценить соответствие».
«У нас есть специальный механизм, где принимаются все такие решения — подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, — напомнил Максимов. — Никаких предложений не вносилось. Обычно там это происходит в два этапа — вносятся предложения, собирается рабочая группа экспертная, все рассматривают. Мы считаем эффекты на рынке, после этого выносится на подкомиссию, где принимается решение».
Как сообщалось, Минсельхоз планирует квотировать экспорт зерна во второй половине сельхозгода (январь-июнь), не ограничивая его первой половиной (июль-декабрь). На январь-июнь 2020 года предлагается квота в 20 млн тонн. Она включает пшеницу и меслин, рожь, ячмень, овес и кукурузу. В проекте постановления правительства, с которым ознакомился «Интерфакс» подчеркивается, что эти культуры являются «существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации». Квота не распространяется на семена зерновых культур.
Предполагается, что контроль за выборкой нетарифной квоты будет осуществлять Федеральная таможенная служба. Ей же предлагается поручить в режиме реального времени публиковать на своем сайте информацию о выборке квоты.
Ограничение на экспорт зерна ударит по производителям — Зерновой союз
Предлагаемые Минсельхозом в первой половине 2020 года ограничения на экспорт зерна в первую очередь ударят по производителям, считают в Российском зерновом союзе. Свою позицию союз на днях направил в Минэкономразвития. «Интерфакс» ознакомился с документом. «Любые ограничения наносят ущерб прежде всего производителям зерна, что неизбежно снизит эффективность мер государственной поддержки и инвестиционную привлекательность отрасли. Введение их в середине сезона не позволяет четко планировать бизнес-процессы», — говорится в письме.
В то же время «открытие» экспорта в первой половине сезона (июль-декабрь) при хорошем урожае приведет к массовому предложению зерна и снижению закупочных цен. «В результате произойдет снижение доходов сельхозпроизводителей, что повлечет за собой снижение инвестиционной активности и поставит под вопрос возможности наращивания производства и масштабного экспорта зерна в будущем», — предупреждает Зерновой союз.
В письме также выражено недоумение «отсутствием логического обоснования объема квоты с учетом того, что полученный урожай — второй по объему за всю историю России». Практически все аналитики на январь-июнь прогнозируют возможность экспорта зерновых не более чем в 19-20 млн тонн.
Зерновой союз также обращает внимание на то, что предложение сохраняет возможность перенаправления поставок в страны ЕАЭС. Он не исключает последующего экспорта уже от их «имени» в третьи страны, однако в этом случае выгоды от экспорта получит не Россия, констатируется в письме. В союзе не исключают, что «стремление «попасть» в квоту может служить почвой для коррупционных отношений».
Зерновой союз также предлагает учесть «реакцию потенциальных импортеров зерна, для которых такая позиция указывает на ненадежность России как поставщика». Так, Бангладеш, один из ключевых покупателей российской пшеницы (в прошлом сельхозгоду объемы поставок составили 1,8 млн тонн) заявила, что при введении Россией квот она «скорее всего» переориентируется на поставки с Украины. «Другие импортеры могут не заявить свою позицию, но сигнал о рисках поставок из России будет воспринят. Это скажется на их закупочной политике и снижении цен спроса («плата за риск») и долгосрочном ухудшении позиций России на мировом рынке зерна», — отмечается в письме.
В Зерновом союзе не сомневаются, что в РФ необходим ясный и прозрачный механизм принятия решений по регулированию экспорта, причем не только зерна, но и другой агропродукции.