Оставшийся потенциал вывоза внутри квоты — максимум на уровне до 0,9 млн тонн
По данным Российского зернового союза (РЗС), с 1 по 25 мая было экспортировано 1,88 млн т зерна. На долю пшеницы пришлось 72,5%, ячменя — 13,3%, кукурузы — 13%. По оценке союза, всего по итогам мая за рубеж будет отгружено 2,2-2,25 млн т зерна. «В мае значительно сократились ежедневные отгрузки: они составляли 75,3 тыс. т, включая 54,4 тыс. т пшеницы, тогда как в апреле суточный экспорт оценивался в 140 тыс. т, из которых 115 тыс. т пшеницы», — рассказала «Агроинвестору» директор информационно-аналитического департамента РЗС Елена Тюрина. По ее прогнозу, за период действия квоты — апрель-май — будет отгружено около 6,4 млн т зерна, в том числе 4,9 млн т пшеницы. Соответственно, экспортный потенциал на июнь внутри квоты составит 0,6 млн т.
Схожий прогноз вывоза зерна в мае — около 2,2 млн т включая 1,6 млн т пшеницы, против 3,9 млн т зерна в апреле — дает и аналитический центр «СовЭкон». «Прогноз экспорта мы уже давно не меняли, несмотря на введение квоты», — подчеркивает директор «СовЭкона» Андрей Сизов.
По оценке аналитического центра «Русагротранса», с 1 по 26 мая из России было вывезено 2 млн т зерна, из них около 1,4 млн т пшеницы. «В целом мы прогнозируем, что в мае будет отгружено 2,4 млн т зерна. За апрель-июнь по факту экспортируют около 7,4 млн т — будет выбрана квота в 7 млн, плюс часть объемов, которые были задекларированы до 1 апреля, но вывозились уже в апреле-мае 2020-го», — рассказал «Агроинвестору» руководитель центра Игорь Павенский.
Он добавляет, что в прошлом месяце на внешние рынки поставили 4,47 млн т зерна, что стало вторым результатом после рекорда сезона-2017/18, когда в апреле экспортировали 5 млн т. В целом по итогам текущего сезона будет вывезено 44,3 млн т, из них 35,1 млн т пшеницы. Из этого объема 2,2 млн т придется на поставки в страны ЕАЭС, оценивает Павенский.
Итоги экспорта в страны ЕАЭС в мае отследить сложно, так как данные появляются с сильной задержкой, отмечает Сизов. «Однако недавно мы обнаружили чрезвычайно высокие цифры поставок в Белоруссию в марте тех позиций, которые попали под экспортные ограничения: сои — 5,2 млн т, пшеницы — 0,4 млн т, подсолнечника — 0,3 млн т», — добавляет он. Такие объемы сои из России уйти не могли, так как весь российский урожай в прошлом году составил 4,4 млн т, подчеркивает эксперт. Пшеницы и подсолнечника страна обычно закупает всего несколько тысяч тонн в месяц. ФТС позже заявила, что это ошибка, не прокомментировав, правда, почему ошибочные цифры оказались исключительно по тем кодам ТН ВЭД, которые попали под ограничения, акцентирует Сизов.
Новый урожай дорожает
Основными покупателями российской пшеницы являются Египет и Турция — их доли в общем объеме составляют 16,6% и 14,7% соответственно, продолжает Тюрина. Третье место занимает Йемен — 7,7%. Далее с серьезным отрывом идут ОАЭ и Саудовская Аравия — 4,7% и 4,5%.
Лидером по экспорту пшеницы, по данным РЗС, в апреле-мае стал «Риф» — 15,5% всего объема. Вторую строчку заняла «Объединенная зерновая компания» с 13%, затем идут Cargill, «Астон» и «Гленкор». «Компания «Мирогрупп Ресурсы» (входит в «Деметра холдинг», созданный ВТБ) по объемам экспорта опустилась на шестое место, хотя ранее она конкурировала с «Рифом» и уверено занимала второе место в рейтинге экспортеров», — подчеркивает Тюрина.
По данным РЗС, сейчас пшеница стоит $222 за тонну (FOB Новороссийск) — это на уровне цены французской пшеницы. «Таким образом, наша цена достаточно конкурентоспособна. Полагаю, что цены будут снижаться до конца сезона», — добавляет Тюрина.
Что касается экспортной цены на новый урожай, то, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, пшеница с протеином 12,5% с поставкой в июле (FOB Новороссийск) за неделю подорожала на $4 до $199 за тонну. Павенский поясняет, что цены на зерно нового урожая с поставкой в июле-августе увеличились на фоне негативных прогнозов снижения валового сбора на юге России и находятся в диапазоне $196-199 против $190 за тонну к началу сезона-2019/20. «Однако цена может корректироваться в зависимости от того, какая будет формироваться урожайность в начале уборки в южных регионах, которые частично пострадали от засухи и заморозков, а также на Украине, в странах Восточной и Западной Европы, где прогнозируется снижение валового сбора пшеницы, в отличие от России», — подчеркивает Павенский.
Цены на пшеницу на внутреннем рынке, по данным «СовЭкона», в последнее время снижаются небольшими темпами — на 50-100 руб. в неделю, на ячмень — в целом остаются стабильными либо местами уменьшаются. «А вот на кукурузу наблюдался даже некоторый рост цен. Это связано с высоким спросом на нее на внутреннем рынке, где агрокультура остается наиболее дешевым видом фуражного зерна, а также с оживлением спроса экспортеров в предыдущие недели», — отмечает Сизов.
По его словам, отгрузки кукурузы в апреле-марте оживились, несмотря на высокую конкуренцию на мировом рынке — в апреле, по предварительным данным, вывезли 0,5 млн т, что является самым высоким показателем с июня 2018 года. «В текущем сезоне увеличился экспорт кукурузы во все страны, включая ЕАЭС, составив 3,8 млн т против 2,8 млн т. Экспорт ячменя, наоборот, снизится до 4,07 млн т против 4,6 млн т в прошлом сезоне из-за высокой конкуренции на мировом рынке», — подтверждает Павенский.
Однако рассчитывать на дальнейший уверенный рост цен на кукурузу не стоит ввиду ее высоких переходящих запасов, предупреждает Сизов. Запасы ячменя тоже большие, поэтому в ближайшие месяцы эти рынки могут сильно просесть.
Регулирование рынка вызывает тревогу
По экспорту в новом сезоне остается много вопросов, продолжает Сизов. В этом году была введена квота на вывоз, которая сопровождалась недовольством большинства участников рынка. «И сейчас экспортеры и производители с тревогой смотрят на новый сезон, так как кроме обычных проблем, с которыми сталкиваются игроки в это время — контрактация поставок, просчитывание спроса и предложения, договоренности с терминалами, погода и виды на урожай — есть новая серьезная проблема: заявление государства о том, что оно и дальше будет регулировать рынок», — рассказывает Сизов. Это увеличивает риски для всех участников зернового рынка, да и в целом не добавляет оптимизма инвесторам в АПК, уверен он.
По прогнозу аналитического центра «Русагротранса», урожай зерна в этом году составит 124 млн т, хотя эта оценка может быть скорректирована в меньшую сторону — до 123-123,5 млн т, прежде всего, из-за большего ущерба, чем предполагалось в ряде районов Ставрополья и Краснодарского края. «В Центре и Поволжье пока прогноз благоприятный и урожай, скорее всего, увеличится, причем по Поволжью — существенно», — добавляет Павенский.
Таким образом, экспортный потенциал на сезон-2020/21, включая поставки в государства ЕАЭС, составляет 44-45 млн т, подсчитывает он. При этом отгрузки в ЕАЭС в новом сезоне снизятся за счет пока благоприятного прогноза урожая в Казахстане. Если в текущем сельхозгоду туда поставлено 1,4 млн т зерна, то в новом показатель снизится до 0,7-0,8 млн т. «В итоге больше отгрузок из восточных регионов придется в сторону южных портов, Азербайджана, Монголии и прочих направлений», — полагает эксперт.