Кыргызстан. Предстоящая посевная кампания вызывает …

В Киргизии только начинаются весенне-полевые работы, но фермеры уже столкнулись с проблемами, которые они не смогут решить без помощи государства. Большая надежда в этом плане на подписанный президентом КР указ о мерах по поддержке агропромышленного комплекса (АПК) страны. О том, в каких условиях проходит посевная кампания в 2021 году, «РГ» рассказал глава Ассоциации развития АПК республики Туратбек Укубаев.

Туратбек Галиярович, что конкретно сегодня беспокоит фермеров в Киргизии?

Туратбек Укубаев:Прежде чем говорить о текущих трудностях, необходимо вспомнить осень прошлого года. Что мы имеем на сегодня? Сев озимой пшеницы в конце 2020-го в республике проходил при сухой погоде, земли вспахали значительно меньше. Это первая проблема.

Далее. Озимые вовремя не взошли. Наша ассоциация проинформировала об этом минсельхоз. Было проведено исследование, которое показало, что в Чуйской области страны поражение посевов морозами составило до 60 процентов. Это обязательно приведет к падению итоговой урожайности озимой пшеницы. Причем не на один или два процента. И сейчас плохие погодные условия тоже не позволяют работать в полную силу, не удается увеличить темпы вспашки земель. По нашим данным, отставание от среднегодовых показателей весьма серьезное. Это второй момент.

Есть и третий, и о нем власти страны знают давно — дефицит посевного материала. Да, если верить отчетам чиновников, то ситуация выглядит нормально, но в действительности все иначе. Качественных семян в республике катастрофически не хватает. Это касается всех культур — кукурузы, ячменя, пшеницы, сахарной свеклы и так далее. И я боюсь, что все может стать еще хуже из-за недавней девальвации сома. Семена, которые КР импортирует из стран ближнего и дальнего зарубежья, окажутся недоступны для фермеров из-за своей дороговизны. Это же касается удобрений и химических препаратов для защиты растений.

В соседних с КР странах сельскохозяйственный сектор получает ощутимую поддержку от государства. Как с этим в наши дни обстоят дела в республике?

Туратбек Укубаев: Местным фермерам подобную поддержку не оказывают, как мне кажется, из-за отсутствия лишних средств в госказне. Бюджет КР — социально ориентированный. Более 90 процентов средств уходит на выплату зарплат, пенсий, пособий, содержание чиновников и так далее. На развитие экономики в целом, не говоря о сельском хозяйстве в частности, денег почти не остается.

Тем не менее правительство принимает различные программы по поддержке фермеров. Недавно, к примеру, в кабмине одобрили инициативу под названием «Финансирование сельхозсектора-9», которая предусматривает выделение 6,5 миллиарда сомов. На что же в таком случае тратят эти средства?

Туратбек Укубаев: Я бы не сказал, что эта та поддержка, в которой мы нуждаемся. Фермерам просто дают деньги. Причем процедура их получения занимает большое количество времени. Это кредиты, которые выдаются через банки и должны быть направлены на приобретение техники и оборудования. А нужны, повторю, качественные семена, удобрения, химические препараты, горюче-смазочные материалы.

Никаких принципиальных отличий «Финансирования сельхозсектора-9» от других подобных программ я не вижу. Скажу больше: сами фермеры критически оценивают документ. Дело в том, что инициатор его принятия — минсельхоз. Ежегодно ведомство готовит обоснования для продления программы, передает их в правительство, которое в свою очередь затем направляет данные на утверждение в парламент.

Но проблема в том, что исполнителем программы являются банки. Эти учреждения самостоятельно решают, куда направлять средства. Естественно, им выгоднее финансировать проекты, обеспеченные залоговым имуществом. Это, как я уже говорил, приобретение техники или скота. В итоге на оперативные нужды сельхозсектора страны ничего толком и не остается.

Насколько сложным был пандемийный 2020-й для республиканских фермеров?

Туратбек Укубаев: Я бы сказал, что относительно удачным. Конечно, по сравнению с другими отраслями экономики КР. Сельхозпроизводителям даже удалось заработать больше, но в основном из-за роста цен на продукты питания. Кроме того, 2020 год у нас был урожайным, тогда как в соседнем Казахстане — наоборот. Впервые граждане соседней страны приезжали к нам и закупали урожай кукурузы. Что же касается перспектив, то, на мой взгляд, сегодня проблем с реализацией продукции нет. Сейчас стоит задача увеличить объемы производства. В результате рынок будет насыщаться, и можно ожидать уменьшения цен. Многое будет зависеть и от геополитических решений. В частности, если Китай возобновит покупки зерновых и сои у США, то Поднебесная перестанет покупать их в таком количестве, как сейчас, в России, Украине, а также в странах Центральной Азии. Тогда цены точно снизятся.

Вырастить и собрать урожай — одно дело. Другое — его переработать. Как обстоят дела в этом сегменте сельского хозяйства страны?

Туратбек Укубаев: Если говорить о том, сложно ли местной переработанной сельхозпродукции пробиться на зарубежные рынки, то однозначного ответа нет. Я скажу, что по некоторым позициям сложно. Все зависит от объемов. У нас они, к сожалению, небольшие. КР пока остается страной малого и среднего бизнеса и, следовательно, мелкотоварного производства. Это серьезный сдерживающий фактор.

На днях президент Садыр Жапаров подписал указ о мерах по развитию агропромышленного комплекса. Документ как нельзя более кстати. Он дает возможность на законодательном уровне поддерживать уже действующие производства, которые выстроили цепочку сырье — переработка — экспорт. Предполагается целевое финансирование. Другой вопрос, будет ли указ исполняться, но то, что понимание ситуации уже возникло, — большой шаг вперед. К примеру, у нас есть сахарные заводы. Почему бы не поддержать финансово те хозяйства, которые занимаются выращиванием сахарной свеклы? Если не поможем перерабатывающим предприятиям нарастить сырьевую базу, то им сложно будет выйти на внешние рынки.

Какие перспективы у вас в плане развития сотрудничества с коллегами по Евразийскому экономическому союзу?

Туратбек Укубаев: На днях состоялась онлайн-конференция с участием наших белорусских и российских партнеров. Нас интересует организация сельскохозяйственной выставки, на которую мы бы хотели пригласить российских машиностроителей, а также производителей удобрений и посевных материалов. У нас уже были встречи со специалистами из Москвы и Воронежа. Так что контакты происходят. Мы бы хотели, чтобы выставка стала площадкой для демонстрации товаров, налаживания деловых связей между фермерами и профильными ассоциациями.

Ключевой вопрос

Почему, на ваш взгляд, такое важное направление, как агрострахование, так и не получило своего развития в республике?

Туратбек Укубаев: Недавно в минсельхозе КР по этой теме проходила крупная конференция. Я попросил участников назвать примеры, когда страховая компания оперативно, без проволочек выплачивала нужную сумму. Никто из присутствующих не смог этого сделать. Причина одна — в стране нет развитой культуры страхования. Чтобы это направление заработало, надо учесть зарубежный опыт. В частности, Краснодарского края РФ. Этот регион, как вы знаете, славится не только своими садами, полями, но и капризной погодой. Там, чтобы минимизировать риски, деньги из федерального и краевого бюджетов направляются в страховые компании. Средства идут на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растениеводства и животноводства. Краснодарский край назван экспертами Национального союза агростраховщиков (НСА) одним из лидирующих в России регионов по объему рынка агрострахования с государственной поддержкой.